Добавление новости

######### ##* *## ######### ##* *## ***###*** ##* *## *###* ##* ##* *## ####### *#####* ##* ##* *## #######* ###*### ##* ##* *## ##***** ##* *## ##* ##*###*## ##* ##* *## ##* ##*###*## ###### ##* *## ##* ######### ###### ##***## ##* ######### ##**** ##*#### ##* ####*#### ##* ####### ##* ###* *### ##***** *###### ##* ### ### #######* *####* ##* ##* *## #######
Рекламный баннер 1000x120px ban-1
Курс: 75.45 90.03

Верховный суд РК признал действия Министерства соцзащиты незаконными

Верховный суд РК признал действия Министерства соцзащиты незаконными


В октябре 2020 года вступило в силу решение Верховного суда Карелии, фактически подтвердившее, что сотни малоимущих пенсионеров Карелии пострадали из-за незаконных действий Минсоцзащиты Карелии и лишились положенных им по закону доплат.
Показать полностью... Петрозаводчанке Светлане Тарасенко удалось доказать в суде, что ее незаконно лишили региональной доплаты к пенсии. В аналогичной ситуации оказались сотни, если не тысячи малоимущих жителей республики, которых провело карельское министерство, придумав несуществующие в законодательстве ограничения.

Карельскому министерству социальной защиты все сошло с рук. Граждан незаконно лишили доплаты к пенсии, но все сделали вид, что ничего страшного не случилось. Нам известно о двух судебных исках, которые карельские пенсионеры выиграли, доказав незаконность действий органов соцзащиты Карелии. Причем во многом благодаря тому, что их интересы в суде представляла прокуратура.

Несмотря на вступившие в силу судебные решения, Министерство соцзащиты Карелии публично так и не признало своих, мягко говоря, ошибок. Никто до сих пор не извинился перед сотнями пожилых людей, у которых в конце 2019 года отказались принимать заявления для назначения региональной доплаты к пенсии, тем самым лишив людей положенных им по закону денег.

Лично у меня есть серьезные опасения, что в этом году министерство попробует повторить свой «трюк». Поэтому мы решили вернуться к теме и еще раз напомнить малоимущим пенсионерам, как действовать, если в органах соцзащиты они получат от ворот поворот.



Согласно законодательству, пенсионеры, чья пенсия недотягивает до установленного в регионе прожиточного минимума, имеют право на доплату. Долгое время отдельные дотационные регионы, в том числе и Карелия, сознательно занижали размер прожиточного минимума пенсионера до среднероссийского уровня, чтобы доплаты шли из федерального бюджета. Если прожиточный минимум в субъекте РФ оказывался выше среднероссийского, то раскошеливаться приходилось региональному бюджету.

Для того чтобы регионы не шли на подобные уловки, бьющие по самым малообеспеченным, были внесены изменения в законодательство, которые затруднили возможность манипуляций с прожиточным минимумом.

В результате карельскому правительству пришлось установить прожиточный минимум для пенсионеров на 2020 год в размере 11 836 рублей, подняв его сразу на 33 процента!

Очевидно, что никакие объективные факторы не могли привести к столь резкому скачку прожиточного минимума в 2020 году. Единственное объяснение этому «феномену» заключается в том, что в Карелии долгое время искусственно занижали прожиточный минимум, тем самым обрекая пожилых людей на нищенское существование. Кто это делал? Глава республики и его правительство при полной поддержке "Единой России" в Законодательном собрании Карелии.

В конце 2019 года Минсоцзащиты РК прогнозировало, что увеличение прожиточного минимума приведет к резкому росту получателей региональной доплаты - с 13 тысяч человек в 2019 году до 32 тысяч человек в 2020 году. Во всяком случае, именно такие цифры звучали в карельском парламенте, когда обсуждался вопрос о прожиточном минимуме.

Но прогнозы оказались завышены больше чем в два раза. По официальным данным Минсоцзащиты Карелии на 1 ноября 2020 года, региональную доплату получают 15 485 малоимущих пенсионеров. Почему столь разнятся прогнозы и реальность? Выскажу предположение: в Министерстве соцзащиты была придумана схема, позволившая существенно сократить число получателей региональной доплаты.

Напомним, региональная доплата носит заявительный характер. Другими словами, пенсионер, имеющий небольшую пенсию, недотягивающую до прожиточного минимума, должен обратиться в органы соцзащиты с заявлением. В законодательстве есть условие: доплата назначается с месяца, следующего за месяцем, когда было подано заявление. Другими словами, чтобы получать доплату с января 2020 года, когда в Карелии стал действовать новый прожиточный минимум, пенсионеры должны были подать заявление в декабре 2019 года. Но органы соцзащиты Карелии в декабре 2019 года отказывались принимать у граждан заявления. Сотни пенсионеров, отстояв очередь, уходили ни с чем.

Ответственность за это решение лежит лично на министре соцзащиты Ольге Соколовой, которая утверждала, что органы соцзащиты не имеют права заранее принимать заявления от пенсионеров.

У Светланы Тарасенко тоже отказались принимать заявление. Петрозаводчанка, проштудировав просторы интернета, поняла, что в Карелии происходит что-то странное.

Она добилась, чтобы органы соцзащиты предоставили ей письменный отказ. Таким образом, ей удалось документально зафиксировать факт своего обращения в органы соцзащиты в декабре 2019 года. Именно письменный отказ стал основанием для дальнейшего обращения в суд.

Сотни других пенсионеров верили на слово социальным работникам, уверявшим их в том, что они не имеют права заранее подать заявление.

Почти год потребовался Тарасенко, чтобы доказать свою правоту. Куда она только не обращалась за помощью – и к депутатам карельского парламента, и к депутату Госдумы Валентине Пивненко, и к главному федеральному инспектору по РК Ивану Сивину, и к уполномоченному по правам человека в РК Ларисе Бойченко, и в государственное юридическое бюро. По ее словам, никто не попытался даже вникнуть в суть проблемы. Единственное место, где она нашла поддержку, оказались карельское отделение ОНФ и петрозаводская прокуратура, которая обратилась с иском в суд.

Петрозаводский городской суд удовлетворил иск петрозаводской прокуратуры, встав на сторону Светланы Тарасенко. Министерство соцзащиты РК на этом не успокоилось и обратилось с апелляционной жалобой в Верховный суд Карелии.

В октябре 2020 года Верховный суд Карелии принял окончательное решение по делу, оставив жалобу министерства без удовлетворения. В решении предельно четко сказано:

"… Действующее законодательство в данном случае не содержит запрета на подачу заявления об установлении региональной социальной доплаты к пенсии до дня возникновения права".

Решение суда подтвердило очевидное: отказы органов соцзащиты в приеме заявлений от пенсионеров были абсолютно незаконны. То, что малоимущие пенсионеры не получили положенной им доплаты в январе 2020 года, - целиком и полностью вина карельского министерства. Как министерство собирается исправлять свои «косяки»?

Судя по ответу на официальный запрос от нашего издания, никак. Ольга Соколова, за подписью которой пришел ответ, сослалась на то, что у органов соцзащиты не было оснований «в добровольном порядке» удовлетворить заявление Тарасенко. Министр применила излюбленный бюрократический фокус, когда тебя спрашивают об одном, а ты отвечаешь совершенно о другом. Вместо ответа на вопрос, почему не принимали заявления от пенсионеров, Соколова ответила, что в декабре 2019 года их не могли удовлетворить. Разница между «принять заявление» и «удовлетворить его», как мне кажется, очевидна.

Несмотря на вступившее в силу судебное решение, где министерству однозначно указали на незаконность действий органов соцзащиты, никакой вины перед пожилыми людьми Ольга Соколова, кажется, не чувствует. Как ничего такого не чувствует и ее непосредственный начальник - глава республики, который вроде бы является "гарантом" наших прав.

В Карелии на 2021 год установлен новый прожиточный минимум пенсионера в размере 12 115 рублей. Очевидно, что получателей региональной доплаты опять должно стать больше. И вновь возникает вопрос с подачей заявления. В своем запросе в министерство мы попытались узнать, будут ли органы соцзащиты принимать заявления на региональную выплату в конце 2020 года или вновь повторят практику прошлого года, чтобы лишить малоимущих граждан хотя бы части денег.

- Ограничения по приему заявлений в 2020 году и в последующих годах отсутствуют, - сказано в официальном ответе за подписью Соколовой.

Как бы не так. В ноябре 2020 года я посетила центр социальной работы Петрозаводска и поинтересовалась, когда пенсионеру можно подать заявление на региональную доплату, положенную в 2021 году. Знаете, что мне ответили? Что в декабре 2020 года мне можно будет только УЗНАТЬ, когда же начнут принимать заявления.

- Пока у нас все по-старому, - сказала сотрудница центра.

Меня не покидает ощущение, что Министерство соцзащиты хочет повторить свой противозаконный опыт и в этом году. В связи с этим я советую пожилым людям, чья пенсия не- дотягивает до 12 115 рублей и кто не получает региональную доплату, обязательно обратиться в декабре 2020 года в органы соцзащиты с заявлением о назначении региональной доплаты.

Если у вас не захотят брать заявление, обязательно требуйте письменный отказ. И уже с этим отказом смело обращайтесь в прокуратуру.

Дело в том, что в феврале 2020 года прокуратура Петрозаводска уже направляла в Центр социальной работы РК требование устранить нарушения законодательства. Я думаю, что в случае повторных нарушений и с учетом устоявшейся судебной практики у прокуратуры найдутся механизмы воздействия на органы соцзащиты Карелии.

В этой истории есть еще один существенный момент, объясняющий, почему Министерство соцзащиты так неохотно принимает заявления от пенсионеров в конце года. В апреле 2019 года были приняты изменения в закон о социальной помощи и в закон о прожиточном минимуме, которые изменили принцип расчета доплаты к пенсии малоимущих граждан. Как известно, в январе происходит традиционная индексация пенсии. Раньше региональную доплату рассчитывали после индексации пенсии. Получалось, что у малоимущих граждан пенсия в сумме с региональной доплатой равнялась прожиточному минимуму. В 2019 году был принят новый порядок, согласно которому сначала определяется размер доплаты до установленного в регионе прожиточного минимума, а лишь затем проходит индексация, которая уже не влияет на доплату. Это было сделано для того, чтобы сумма пенсии и доплаты немного превышала установленный в регионе прожиточный минимум.

Но это становится невозможным, если заявление на доплату от пенсионера поступило в январе 2020 года, когда уже прошла индексация.

Итак, существующее правило расчета подразумевает, что сначала пенсионеру нужно назначить доплату к пенсии до прожиточного минимума, а лишь затем провести индексацию самой пенсии. В своем запросе в Министерство соцзащиты мы попросили объяснить, как в Карелии рассчитывается региональная доплата.

"… При установлении социальной доплаты к страховой пенсии в подсчете общей суммы материального обеспечения страховая пенсия и ЕДВ включаются с учетом их индексации на момент установления социальной доплаты к пенсии", - сказано в ответе министерства.

Судя из этого ответа, региональную социальную доплату рассчитывают по самому невыгодному для пенсионера сценарию, так сказать, с учетом индексации. Доказать, что этот порядок не соответствует принятому законодательству, можно только в суде. Остается надеяться, что кто-то из пожилых людей обратится в суд и попытается сдвинуть и эту «социальную глыбу».

К сожалению, реальная работа Министерства социальной защиты Карелии слишком часто не соответствует ни названию ведомства, ни целям, которые перед ним стоят. Вместо защиты граждане сталкиваются с нарушением их прав.

После того, насколько цинично поступили с малоимущими пенсионерами, Карелия, как мне кажется, утратила право называться социально ориентированной республикой. Этот ориентир нам еще предстоит найти. Интуиция мне подсказывает, что «в добровольном порядке» Минсоцзащиты с этой задачей не справится.
15

Оставить сообщение:

*#####* ######### *#######* ######### ###***### ******### ##* *## ##* *## ###* *###* ##* *## ### *## *### *#####* ###**#### ###**## *##* ###*### *######## ####*## ###* ##* *## *######* ####*## *##* ##* *## *### ####### *##* ##* *## *##* ##*#### ### ##***## *###* ##*#### *##* ##*#### *### ##**### ### ####### ###* ##* ### ##* *###### *## ##* *## ##* *####*

Партнёры